УЧЕБНЫЙ КУРС ОРКСЭ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики
(ОРКСЭ)» является культурологическим и
направлен на развитие у школьников 10-11лет представлений о нравственных
идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на
понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса -
культурная
традиция
мировоззрение
духовность(
душевность)
нравственность
- являются объединяющим началом для всех
понятий, составляющих основу курса ( религиозную или нерелигиозную).
Цель
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному,
нравственному поведению, основан ному на знании культурных и религиозных
традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Курс
имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
1.
«Основы православной культуры»,
2.
«Основы исламской культуры»,
3.
«Основы буддийской культуры»,
4.
«Основы иудейской культуры»,
5.
«Основы мировых религиозных культур»,
6.
«Основы светской этики»,
изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.
Каждому
обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по
выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один
из шести учебных модулей.
Включение
«ОРКСЭ» в учебный план начальной школы
Курс
«Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в
4 классе .
В
целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания,
требующие поиска дополни тельной информации в книгах или Интернете. Гораздо
важнее с воспитательной точки зрения организовать жи вое общение, совместное
заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общест
венных, «нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома,
в кругу семьи.
Содержание
курса
Учебный
курс «Основы религиозных культур и свет ской этики» состоит из 6 модулей.
Каждый из мо дулей включает четыре тематических раздела.
1.
Россия — наша Родина.
2.
Основы религиозных культур и светской этики.
3.
Основы религиозных культур и светской этики.
4.
Духовные традиции многонационального народа России.
Такая
конструкция даёт возможность родителям вы брать, а школьникам изучать один
модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая
педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает
все го 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным.
Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о
многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое
мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека,
семьи, общества.
Изучение второго раздела «Основы
религиозных куль тур и светской этики» будет продолжаться до
конца первой четверти. Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема
— «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской
этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все
модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в
содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.
На
последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное
представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура
буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика.
Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того
или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Б
дет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.
В единственном модуле, где не будет вестись речь о равных религиозных
традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся по знакомятся с системой
гуманистических ценностей, с историей возникновения
морали, её значением для жизни человека.
Третий раздел «Основы религиозных
культур и светской этики». Если задачей предыдущего раздела
было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе
содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с
учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона,
где проживает семья обучающегося.
Тема
Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет
направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в со
временном контексте. Их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми
ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её
идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного
процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу
классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс.
Наличие
общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно
перейти к изучению заключительного, четвёртого
раздела «Духовные традиции многонационального народа России».
Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных
творческих проектов учащихся.
Особо
следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс
переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и
презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный
материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой
форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным
содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить,
проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая,
творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное
представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального
народа Российской Федерации.
СКАЧАТЬ Учебный курс ОРКСЭ (общие положения)
|